Адаптированная образовательная программа для ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата (далее – АОП для ребенка с НОДА) - является нормативным документом МБДОУ «ДС № 335 г.Челябинска» АОП для ребенка с НОДА соответствует требованиям Стандарта, адресована всем участникам образовательных отношений, участвующим в обучении и воспитании ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата и охватывает все основные образовательные области в возрастном периоде (от 3 до 7 лет).
АОП для ребенка с НОДА самостоятельно разрабатывается и утверждается приказом заведующего Учреждения, в соответствии с ФГОС ДО. Нормативно-правовую базу разработки АОП для ребенка с НОДА составляют:
• Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее - ФГОС ДО);
•Приказ Министерства образования и науки РФ «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» от 30.08.2013 года №1014;
• Постановление Главного государственного санитарного врача Российской от 15.05.2013 года №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
• Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию 7 декабря 2017 г. Протокол № 6/17
• Устав Учреждения. Данная АОП для ребенка с НОДА разработана с учетом особенностей развития и образовательных потребностей ребенка с НОДА, не имеющих умственной отсталости или (и) сенсорных нарушений.
Срок реализации АОП для ребенка с НОДА - 1 год.
Целью АОП для ребенка с НОДА является обеспечение условий для дошкольного образования, определяемых особыми потребностями ребѐнка дошкольного возраста с НОДА, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Цель АОП для ребенка с НОДА достигается через решение следующих задач: -реализация АОП для ребенка с НОДА;
-коррекция недостатков психофизического развития ребенка с НОДА;
-охрана и укрепление физического и психического здоровья ребенка с НОДА, в том числе его эмоционального благополучия;
-обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка с НОДА в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;
-создание благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными, психофизическими и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка с НОДА как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и миром;
-объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
-формирование общей культуры личности ребенка с НОДА, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;
-формирование социокультурной среды, соответствующей психофизическим и индивидуальным особенностям развития ребенка с НОДА;
-обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья ребенка с НОДА;
-обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного и начального общего образования.
Содержание АОП для ребенка с НОДА в соответствии с требованиями Стандарта включает три основных раздела – целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел АОП для ребенка с НОДА включает пояснительную записку и планируемые результаты освоения АОП для ребенка с НОДА, определяет ее цели и задачи, принципы и подходы к формированию АОП для ребенка с НОДА, планируемые результаты ее освоения в виде целевых ориентиров.
Содержательный раздел АОП для ребенка с НОДА включает описание образовательной деятельности по пяти образовательным областям: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие; формы, способы, методы и средства реализации программы, которые отражают следующие аспекты образовательной среды: предметно-пространственная развивающая образовательная среда; характер взаимодействия с взрослыми; характер взаимодействия с другими детьми; система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому; содержание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей (программу коррекционно-развивающей работы).
АОП для ребенка с НОДА определяет примерное содержание образовательных областей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей в различных видах деятельности, таких как:
• предметная деятельность;
• игровая (сюжетно-ролевая игра, игра с правилами и другие виды игры),
• коммуникативная (общение и взаимодействие с взрослыми и другими детьми),
• познавательно-исследовательская (исследование и познание природного и социального миров в процессе наблюдения и взаимодействия с ними), а также такими видами активности ребенка, как:
• восприятие художественной литературы и фольклора,
• самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), •конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал,
• изобразительная (рисование, лепка, аппликация),
• музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах),
• двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.
Содержательный раздел АОП для ребенка с НОДА включает описание коррекционно-развивающей работы, обеспечивающей адаптацию и включение детей с НОДА в социум. Программа коррекционно-развивающей работы:
• является частью АОП для ребенка с НОДА;
• обеспечивает достижение максимальной реализации реабилитационного потенциала;
• учитывает особые образовательные потребности ребенка дошкольного возраста с НОДА, удовлетворение которых открывает возможность общего образования.
АОП для ребенка с НОДА обеспечивает планируемые результаты дошкольного образования ребенка дошкольного возраста с НОДА в условиях дошкольной образовательной группы комбинированной направленности.
В Организационном разделе АОП для ребенка с НОДА представлены, условия реализации программы и ее материально-техническое оснащение, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания, распорядок и/или режим дня, особенности организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды, а также психолого-педагогические, кадровые и финансовые условия реализации программы. В части финансовых условий описаны особенности финансово-экономического обеспечения дошкольного образования ребенка дошкольного возраста с НОДА, дано определение нормативных затрат на оказание государственной услуги по дошкольному образованию данной категории детей. АОП для ребенка с НОДА также содержит рекомендации по развивающему оцениванию достижения целей в форме педагогической и психологической диагностики развития детей, а также качества реализации АОП для ребенка с НОДА. Система оценивания качества реализации программы Учреждения направлена в первую очередь на оценивание созданных Учреждением условий внутри образовательного процесса.
При реализации образовательной программы дистанционные образовательные технологии применяются согласно «Положению о применении дистанционных образовательных технологий при реализации основной образовательной программы дошкольного образования и дополнительных общеразвивающих программ МБДОУ «Детский сад № 335 г. Челябинска».